Как повысить адаптационные возможности детей
Что может помочь нам и нашим детям выйти из трудных ситуаций
и укрепить нашу выносливость?
У всех родителей есть желание видеть детей здоровыми и сильными, удачливыми и независимыми людьми. Поэтому особенно актуальны такие вопросы:
Как подготовить детей со встречей с коллективами, с реальной жизнью?
Как научить ребенка устанавливать границы дозволенного с учетом его характера и поведения?
Как научить ребенка здоровому образу жизни, адекватному питанию, нужной двигательной активности?
Правильно реагировать на трудные жизненные ситуации мы учимся всю жизнь. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что может помочь нам и нашим детям выйти из трудных ситуаций и укрепить нашу выносливость? . Каждый эпизод в нашей жизни нас укрепляет или ослабляет, поэтому психологический комфорт играет важную роль в сохранении здоровья.
Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал чувства страха, беспокойства, тревоги, гнева. Модели поведения человека создаются с момента его зачатия.
Беспокойство женщины, испытываемое во время беременности, является первым «опытом» беспокойства у ребенка. В дальнейшем, при чрезмерной податливости к негативным эмоциям, меняется поведение человека, его мысли и чувства. Он становится или неуверенным в себе, или конфликтным, испытывает сильное напряжение и раздражение. Когда же обстоятельства становятся невыносимыми, то появляются проблемы со здоровьем, так как защитные силы организма не справляются со стрессом. Возникают такие заболевания, как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, мигрень, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, сахарный диабет, нейродермит, псориаз.
От адаптационной возможности организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение». Поэтому очень важна профилактика эмоциональных расстройств, которую необходимо начинать еще до рождения. И после рождения эмоциональное состояние матери очень важно, так как от ее самочувствия зависит психическое здоровье ребенка и его сопротивляемость болезням.
Когда дети начинают посещать детские учреждения (сад, школу и т.п.), вопросы относительно здоровья и взаимоотношений с родителями, учителями и сверстниками встают еще острее. Задумываетесь ли вы над тем, почему ребенок не хочет идти в школу, почему снизил успеваемость, почему часто болеет? У детей может появиться «школьная фобия». Нередко речь идет не столько о страхе перед школой, сколько о страхе ухода из дома, разлуке с родителями, к которым чрезмерно привязан ребенок, к тому же часто болеющий, находящийся в условиях гиперопеки. Иногда сами родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками.
Для того, чтобы вы могли правильно оценивать эмоциональное состояние детей и себя, необходимо знать признаки стрессового напряжения:
- невозможность сосредоточиться на чем-либо;
- слишком частые ошибки в работе;
- ухудшение памяти;
- быстро возникает чувство усталости;
- очень быстрая речь;
- частые боли в области головы, спины, желудка;
- повышенная возбудимость;
- работа не доставляет прежней радости;
- потеря чувства юмора;
- резко возрастает количество выкуренных сигарет;
- пристрастие к алкогольным напиткам;
- постоянное ощущение недоедания;
- пропадает аппетит или вообще потерян вкус к еде;
- невозможность вовремя закончить работу.
Эти и другие психические и биологические сигналы должны заставить вас задуматься о своем здоровье, здоровье ваших детей, образе жизни и питании. Ведь дети в первую очередь ждут помощи от взрослых. Научить ребенка с детства решать свои психологические проблемы, уметь восстанавливать свое здоровье, быть сильным, избавиться от страха, - это задача родителей.
Практические советы по снятию стресса
Чтобы избежать последствия стрессовых ситуаций, можно проделать следующее упражнение.
Положите одну руку на лоб, другую на затылок. Закройте глаза. Дыхание чуть глубже обычного. Продумываем негативную ситуацию до тех пор, пока мысли не будут переключаться на что-нибудь другое. Делаем глубокий вдох, выдох и открываем глаза.
Этот метод можно применять ежедневно для снятия стресса перед школой и после, перед ответами на уроках, экзаменах. Если ребенку трудно держать руки на лбу и затылке, то можете положить свои руки. Пусть расскажет, что его волнует или просто продумает ситуацию. Человек - это целостная энергетическая система. Наша психика и эмоции связаны с внутренними органами. Например:
- печень и желчный пузырь связаны с эмоцией гнева и раздражения;
- сердце и тонкий кишечник - с эмоцией радости;
- головной и спинной мозг - с эмоцией счастья;
- поджелудочная железа, селезенка, желудок - с эмоциями тревоги, беспокойства;
- легкие и толстая кишка - с эмоцией печали;
- почки и мочевой пузырь - с эмоцией страха.
Поэтому оздоровление надо начинать не только с коррекции психоэмоционального состояния, но и с полноценного питания. Нехватка витаминов и микроэлементов, нарушение обменных процессов приводит к снижению защитных сил в организме.
От неправильного питания расстраивается функция кишечника, происходит нарушение выработки ферментов. Отсюда растущее число заболеваний желудочно-кишечного тракта. Мало едим овощей и фруктов. Подумайте, как питаются ваши дети? Жуют ли жвачки, едят ли бутерброды, пьют ли газированные напитки, завтракают ли перед уходом в школу, в какое время обедают и что у них на обед? Часто у многих детей на завтрак всего лишь чай или кофе, а обед бывает в ужин. А ведь организм ребенка нуждается в большом количестве высококачественных белков, которые содержатся в рыбе, яйцах, мясе, орехах.
Витамины также необходимы против стресса. Например, витамин В1 нейтрализует эмоциональную неуравновешенность. Витамин В5 препятствует избыточному выбросу в кровь адреналина в результате стресса. Витамин В6 смягчает внешние проявления напряжения. Витамин С снимает нервозность и напряжение.
Ежедневно нам нужны не только витамины, но и минеральные вещества (макро- и микроэлементы), так как они друг без друга не усваиваются. Организму требуются и аминокислоты, из которых состоят все белки в продуктах. Незаменимые жирные кислоты - источник энергии для любого организма, они входят в состав защитной оболочки или мембраны, окружающей любую клетку.
Отсюда понятно, что даже с полноценным питанием сложно получить нужный набор продуктов, чтобы организм ребенка правильно развивался и был здоровым. Организму необходимо помочь. Как?
Выход есть: это системные продукты здоровья корпорации ВИТАМАКС-ХХI ВЕК.
Витабаланс 2000 - спектр витаминов, микроэлементов, микроминералов и аминокислот. Показан при физических и психических нагрузках.
Новая Жизнь 1000 - показан при повышенной нервной возбудимости.
Магнум С - при психических нарушениях и в период адаптации к детскому коллективу и новому климатическому поясу.
Лецитин Премиум - при повышенной раздражительности, утомляемости и снижении успеваемости, астено-невротических состояниях.
Зеленое Волшебство - при снижении работоспособности, психических нагрузках.
Зеленая Защита - при низкой успеваемости, низких адаптационных возможностях.
Все вышеперечисленные продукты повышают иммунные функции организма. Детские врачи рекомендуют следующие профилактические дозы:
- дети до 2-х лет - 1/4 взрослой дозы;
- с 2-х до 6-ти лет - 1/2 взрослой дозы;
- с 6-ти до 12-ти лет - 2/3 взрослой дозы;
- после 12-ти лет - взрослая доза.
Индивидуальный подбор системных продуктов здоровья и контроль за состоянием здоровья в результате применения продукции корпорации ВИТАМАКС-ХХI ВЕК можно осуществлять компьютерной диагностикой.
Начните с себя, со своего психофизического оздоровления. Вы будете примером для своих детей и внуков. Никогда не поздно начинать восстанавливать здоровье. Здоровья и удачи вам!
Н. Корнюшкина,
психолог
Журнал «ВИТАМАКС-ХХI ВЕК»
Для заказа или консультации:
Позвоните: +38 (098) 572-08-23, +38 (063) 896-44-11, +38 (066) 615-54-04
+7 (937) 770-53-39, +7 (960) 046-10-17